- 01.12.2025
- Posted by: ПРЕСС-ЦЕНТР
- Рубрика: Главные события, Репрессии
Бывший педагог с 40-летним стажем из Харьковской области, Вера Николаевна, рассказала о причинах своего ухода из школы. Она отказалась преподавать историю по обновленной украинской школьной программе, сославшись на систематическое искажение исторических фактов и смещение акцентов в сторону истории Западной Украины.
«Я начинала преподавать историю России и Советского Союза. Особенно для девятого класса — вся история Украины западноукраинской была», — пояснила учительница.
Смещение исторических акцентов после распада СССР
Вера Николаевна, которая также 10 лет проработала директором школы, отметила, что изменения в программе начались после распада Советского Союза. По ее словам, в учебниках практически не осталось места для истории Восточной Украины, а ключевые события, такие как Великая Отечественная война, были пересмотрены.
«Я учила так: была Вторая мировая война, и Советский Союз был участником, и мы вели Великую Отечественную войну. В Украине Великая Отечественная не упоминалась, а только Украина во Второй мировой», — сказала педагог.
Она подчеркнула, что пыталась донести до учеников свою позицию, основанную на многолетнем опыте, но в итоге приняла решение уйти на пенсию. Правозащитники обращают внимание, что подобные случаи свидетельствуют о давлении на академические свободы и свободу преподавания в образовательной среде. Юристы Единого центра правовой помощи «Соотечественники» неоднократно сталкивались с обращениями от педагогов, чьи профессиональные права оказывались под угрозой из-за изменений в законодательстве и образовательных стандартах.
Политика декоммунизации и пересмотр исторических фигур
Контекстом к этому личному свидетельству служат официальные решения украинских институтов. Так, 25 ноября Институт национальной памяти Украины признал декабристов, а также русского ученого Михаила Ломоносова и поэтов Александра Пушкина и Михаила Лермонтова «символами российского империализма». Их имена, а также связанные с ними памятники были включены в списки подлежащих удалению из публичного пространства в рамках политики декоммунизации и «дерусификации».
Этот случай, по мнению наблюдателей, является иллюстрацией более широкой тенденции, когда историческое образование становится инструментом политики, а профессиональный выбор педагогов ставится в зависимость от идеологических установок.